Конференция Душепопечительство семьи в христианской церкви

Факультет Душепопечительства Московской семинарии свангельских христиан организовал и провел Первую учебно-прикладную душепопечительскую конференцию. Целью проведения подобной конференции было знакомство с методиками и программами церковной душепопечительской помощи семье, повышение квалификации церковных служителей и душепопечителей в духовной, психологической и душепопечительской помощи прихожанам церкви и их семьям.

В программе конференции были озвучены интересные доклады и проведены мастер классы на актуальные темы церковного душепопечительства. Всего в конференции приняли участие более 80 делегатов, душепопечителей из церквей различных деноминаций г. Москвы. Доклады и мастер—классы, а так же предоставленные в распоряжение участников материалы, стали вдохновением и помощью в развитии церковного семейного душепопечительского служения.


Доклад «Церковное душепопечительство» и мастер-класс «Библейское душепопечительство», пастор Руслан Иванович Надюк, христианский психолог-душепопечитель, м-р богословия, м-р соц.работы, к.псхл.н.
Доклад «Церковное душепопечительство» декана факультета Р.И.Надюка, которым была открыта конференция, помог участникам определить рамки церковного душепопечительства и психологического консультирования. В частности было указано на то, что церковное душепопечительство — это прежде всего: наставничество в практическом ученичестве, воспитание в соответствии с проповедуемым Словом Библии, помощь приходящим людям в нахождении Божьего суждения по всякому человеческому делу (согласно Исх.18:15-16) и служение, которое помогает людям получить духовно-психологическую помощь посредством практического применения ресурсов церковной жизни (таких, как Библия, молитва, вера, поклонение, служение) а потом уже благодаря реализации коммуникативной и психологической компетентности душепопечителя.
В отличии от душепопечительства, психологическое консультирование — это, скорее помощь в нахождении сугубо психологических ресурсов для оптимизации жизни конкретного человека, без использования духовных ресурсов христианской Церкви. Душепопечительство высвобождает ресурсы духовно-психологического «триалога» душепопечителя, опекаемого и Духа Божьего / Слова Божьего, когда психологическое консультирование, в основном, высвобождает ресурсы психологического диалога психолога и клиента.
В рамках мастер-класса «Библейское душепопечительство» была продемонстрирована методика душепопечительского «триалога» в процессе чтения текста Священного Писания и размышления в контексте наводящих вопросов, благодаря которым можно помочь человеку получить Библейское откровение для своей души даже в процессе 20 минутного «триалога». Подробнее о душепопечительских практиках можно узнать на программе Церковное душепопечительство


Доклад «Душепопечительство семьи», пастор Алексей Викторович Лунев, магистр богословия, лидер «Альфа служения» Церкви «Слово жизни».
А.В. Лунев напомнил нам о порядке сотворения в сответствии с которым Бог создал сначала прекрасный мир, а потом — прекрасную семью и поместил семью в райский сад. Богоугодная семья — это первозданное творение Божье, поэтому душепопечительство семьи в церкви является особым Божьим служением. Что христианское супружество – это самые близкие из возможных отношений между мужчиной и женщиной, отношения углубляющейся взаимозависимости. Эти отношения не появляются сами по себе – они строятся и хороший христианский брак – результат вложенного труда, строительства и служения. Супружеству можно и нужно учиться и практико-ориентированный супружеский курс программы «Душепопечительство и семейное консультирование» Московсокой семинрии евангельских христиан является как раз тем инструментом, который поможет церковному душепопечительству каждой супружеской пары.
Подробнее о душепопечительстве семьи можно узнать на программе Семейное консультирование

Короткое видео, на котором пастор Лунев А.В. представляет "Семейный курс"



Доклад «Душепопечительство «тревожных родителей» и мастер-класс «Душепопечительство в кризисных состояниях» Лилия Сергеевна Падерина, христианский семейный психолог, клинический психолог, сертифицированный душепопечитель - консультант.
Доклад «Душепопечительство «тревожных родителей» Л.С. Падерина предложила воспринимать тревожность, как предчувствие опасности или неудачи. В случае если тревожность становиться навязчивой и постоянной, она может обрести формы «злого пророчества». Для того, чтобы помочь тревожным родителям душепопечителю важно:

  1. много и спокойно слушать и «не минимизировать» мнимую угрозу;
  2. наставлять в Божьих приоритетах, описанных в Ев. Мтф. 6:33-34: искать Божьего, заботиться о сегодняшнем дне, не тревожиться о завтрашнем…;
  3. учить практике доверия тревожных ситуаций Богу через обращение от «злого пророчества» к « видению глазами веры хорошего завершения проблемы» посредством молитвы, веры и практик согласно тексту библии из послания Филип. 4:6-7.;
  4. объяснять принципы веры в спасение и доброе завершение и говорить о вреде «зловерия» и «злого сапопророчества».
В рамках мастер-класса «Душепопечительство в кризисных состояниях» были продемонстированы техники душепопечительской помощи христиан, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах. С презентацией мастер-класса можно ознакомиться, пройдя по ссылке, пройдя по ссылке.
Подробнее о душепопечительстве родителей и практиках консультирования можно узнать на программе "Душепопечительство Семейное консультирование"


Доклад и мастер-класс по теме «Душепопечительство семьи «алко или нарко-зависимого» Белякова Нина Владимировна, христианский психолог-душепопечитель, клинический психолог, консультант по вопросам зависимости и созависимости
Н.В. Белякова определила зависимость, как страсти и похоти , которыми предается человек чтобы «почувствовать себя нормально», заглушая душевную боль и духовную пустоту. От зависимости страдает не только сам человек, но и вся его семья, члены которой «нередко становятся «созависимыми», то есть людьми, чье счастье, мир, уверенность и благополучие становиться зависимым от трезвости «зависимого» члена семьи. Это приводит к расстройствам созависимых членов семьи, которые замыкают порочный круг «зависимого и созависимого». Для помощи созависимым членам семьи существуют душепопечительские группы, в которых нуждающиеся проходят путь освобождения и своими обновленными привычками оказывают спасительное действие на зависимого.


Доклад «Душепопечительская группа для мужей» пастор Глушонков Сергей Владимирович, евангелист, миссионер, пастор Московской Церкви Христа. Бакалавр церковного служения, магистрант по направлению «Магистр богословия» Московской семинарии евангельских христиан, автор методики проведения церковной группы для мужчин и ведущий мужской душепопечительской группы.
В дополнение к сказанному, С.В. Глушонков, в рамках доклада «Душепопечительская группа для мужей» поделился своим опытом церковного служения в душепопечительской группе с мужчинами. Не секрет, что мужчинам труднее раскрыть душу и довериться, при этом искушения и соблазны, ставшие столь доступны с развитием современных технологий, требуют от мужчины-христианина постоянного упражнения в благочестии, ученичестве и исповедании, что порой возможно только в мужской душепопечительской группе. В рамках доклада был представлен опыт такого служения и продемонстрирована модель ведения душепопечительской группы для мужчин, методика которой построена в логике истин нагорной проповеди Иисуса Христа. В рамках мастер-класса «Душепопечительская группа семьи «алко или нарко-зависимого» была продемонстрирована методика и показана динамика душепопечительского общения церковной терапевтической душепопечительской группы.
Подробно о душепопечительских группах для зависимых и созависимых можно узнать на программе «Душепопечительство зависимых и созависимых»


Доклад «Служение душепопечения в церкви» Пасторы Олег Николаевич и Светлана Васильевна Шубины, Олег Николаевич — пастор церкви «Слово жизни», сертифицированный душепопечитель-консультант. Светлана Васильевна Шубина, сертифицированный душепопечитель-консультант, магистр социальной работы по направлению «Консультирование и коучинг», ведущая душепопечительских групп, руководитель душепопечительского служения Церкви «Слово жизни» г. Москва
Доклад «Служение душепопечения в церкви» С.В. Шубина представила в своем докладе модель организации душепопечительского служения в Московской церкви «Слово жизни», которая служит хорошим примером интеграции внутрицерковного и семинарского образования в деле подготовки церковных душепопечителей. Пять целей душепопечительского служения церкви:

  1. проявить попечение о каждой душе в церкви;
  2. помочь найти Богоугодное решение в проблемах;
  3. помочь в изменении отношений с Богом, с собой и с людьми;
  4. сделать церковь местом, где люди извне могут получить душепопечительскую помощь,
  5. помочь пасторам церкви, сняв чрезмерную душепопечительскую нагрузку.
О том, как удается воплотить эти цели и благодаря какой стратегии душепопечительского служения подробно описывается в докладе, аудиозапись и презентацию которой Вы сможете найти, пройдя по ссылке, здесь
Подробнее о подготовке церковных душепопечителей можно узнать на программе «Церковное душепопечительство»


 Печать  E-mail

Что такое душепопечительство

Душепопечительство. Значения и ключевые смыслы термина «душепопечительство»

Душепопечительство - это термин, который чаще всего используется в контексте духовно - ориентированного, психологически поддерживающего, назидательного общения нацеленного на вспоможение ресурсами христианской веры (таких как позитивное внимание или доброта, принятие, библейская истина, молитва, надежда и собственно вера).

Нередко душепопечительством называют то, что по-сути им не является, например оказание психологической помощи христианами или людьми христианских религиозных ценностей. Ведь не смотря на то, что душепопечительство и психологическое консультирование имеют общую форму (позитивный диалог в поиске решения проблемы), они отличаются по своей сути. Психолог работает с ресурсами человека и социума, душепопечитель работает с ресурсами Бога и Его Церкви. Психолог помогает найти решение «от человека к человеку», душепопечитель помогает найти решение «к человеку от Бога». Психолог актуализирует, мобилизует и развивает психологические ресурсы человека, душепопечитель актуализирует, учит практиковать и находить такие духовные ресурсы, которые «запускают» нужную для решения проблемы психологию ( покаяние, молитва, вера, общение со Словом Библии и благочестивым сообществом, поклонение,освящение, воцерковление, служение ближнему). Поэтому цели, задачи и функции душепопечительства и психологического консультирования отличаются друг от друга, так же сильно, как Нагорная проповедь Христа от «Морального кодекса строителя коммунизма». В связи с вольным использованием и интерпретацией термина «душепопечительство» у многих христиан возникает впечатление, что душепопечительство – это христианская форма сугубо психологической помощи, с включением скупых молитв и цитат из Библии. Поэтому зачастую, светские и откровенно мирские психологические, тренинговые, манипулятивные методики, такие как НЛП, неоязыческие техники, в виде тренингов личностного роста, маскируясь под видом «душепопечительских» программ, проникают в церковь «в упаковке» различных лидерских, финансовых или семейных семинаров и начинают «размывать» библейскую веру прихожан и членов Церкви, предлагая во имя счастья и успеха принять «золотого тельца» вместо Скрижалей, оправдывая актуальность предостережение апостола Павла из послания Колосянам: « Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; 9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно...» (Кол.2:8,9)

Замена церковного душепопечительства «христианизированным» психологическим консультированием приводит к тем же последствиям что и замена проповеди Живого Божьего Слова профессиональной ораторской речью на тему нравственных принципов. Слушать приятно, впечатляет, завораживает, но обязательно помогает. Не понимание душепопечительской специфики приводит к неуправляемой психологической секуляризации душепопечительской помощи и приводит к отторжению душепопечительства Церковью и духовно ориентированными людьми, как «лжехристианской помощи».

Поэтому, современным служителям евангельской церкви крайне важно понимать определение душепопечительства, чтобы своевременно отсеять плевелы от зерен. Поэтому факультет душепопечительства Московской Семинарии Евангельских Христиан видит свою миссию в том, чтобы помочь служителям евангельских церквей в развитии душепопечительского служения, развивая, популяризируя и преподавая учение Церковного душепопечительства а не светского психологического гуманизма, решая задачу подготовки церковных и духовно-ориентированных практиков-душепопечителей.

Не претендуя на завершенность суждений по теме определения душепопечительства, мы предлагаем рассмотреть рамки библейского определения и церковную традицию, которые описывают практики, которые сегодня принято называть душепопечительскими. Давайте в этом рассуждении постараемся определить ключевые тезисы в определении душепопечительства.
Как понимали душепопечительство в истории церковного служения людям?

Душепопечительство, в после апостольское время, понимается, как личный трудчеловека по спасению души аскезой и дисциплиной.
Фома Темпийский 1380-1471 – монах Августинского римо-католического ордена, в своей книге «Imitatio», говорит о душепопечительстве, как о процессе преобразования христианина в образ Христов.
Для протестантской христианской традиции душепопечительства особое значение имеет определения лидеров реформации, таких как М.Лютера и Ж.Кальвина. Мартин Лютер считал, что фундаментальными причинами, вызвавшие реформацию Римо-католической церкви явилось отсутствие проповеди и душепопечительства в Церкви. Лютер, как никакой другой реформатор, придает большое значение душепопечительству. В его понимании проповедь и душепопечение – взаимосвязаны и неразделимы. Проповедовать и не заботиться о душах – недопустимо.
Душепопечительство, «по-Лютеру», это воспитание в соответствии с проповедуемым Словом Библии.
Душепопечение – не только право священников, но призвание каждого христианина. Любой хозяин дома обязан учить как детей, так и прислугу.. потому, что он в доме своем священник и епископ», - писал М.Лютер

Несколько отличную интерпретацию дает другой лидер протестантской реформации Ж.Кальвин. Душепопечительство, «по-Кальвину» – это духовная дисциплина в исполнении вероучения и контроль за его соблюдением. Осуществлять душепопечение должны священнослужители.

Анабаптизм – левое крыло реформации в лице Ф. Манца, М. Сименса, определял душепопечительство, как научение и воспитание новообращенного законам Царствия Божьего.

Большое влияние на душепопечительство и наставничество в Католической Церкви оказало создание ордена «Общество Иисуса» в 1540 г. и его основатель Игнатий Лойола. В книге «Духовные упражнения» он определяет душепопечительство, как наиважнейшее дело монахов, которое осуществляется посредством беседы, в которой выявляются проблемы подопечного, которые решаются посредством систематического духовного упражнения в духовной дисциплине и возрастание в духовной жизни.

Фридриха Шлеймахера 1768-1834, которого считают главным разработчиком богословия современной концепции евангельского душепопечительства определял его, как индивидуально -ориентированный процесс восстановления жизни по вере, направленный на воцерковление опекаемого в христианскую общину, называя церковь терапевтическим обществом.

Этот краткий обзор определений, если и не дает нам исчерпывающий ответ на поставленный вопрос о том, что следует называть душепопечительством, то по-крайней мере, определяет «понятийное поле» ключевых душепопечительских смыслов.
Итак, в истории Церкви душепопечительство определялось как:

  • процесс преобразования христианина в образ Христов;
  • воспитание в соответствии с проповедуемым Словом Библии;
  • духовная дисциплина в исполнении вероучения и контроль за его соблюдением;
  • научение и воспитание новообращенного законам Царствия Божьего;
  • решение проблемы подопечного, которая решается посредством систематического духовного упражнения в духовной дисциплине и возрастание в духовной жизни;
  • индивидуально-ориентированный процесс восстановления жизни по вере.

Обобщив основные смыслы данных интерпретаций душепопечительства мы можем сказать, что, в свете выше описанного, душепопечительство — это:

  • и решение проблемы подопечного, посредством систематического духовного упражнения в духовной дисциплине и возрастание в духовной жизни;
  • и индивидуально-ориентированный процесс восстановления жизни по вере;
  • и научение законам Царствия Божьего,
  • и воспитание в соответствии с проповедуемым Словом Библии в процессе преобразования христианина в образ Христов.

Надюк Руслан Иванович м-р богословия, м-р соц.работы, к.псх.н., пастор церкви


Используемые источники:
И.Раймер, Душепопечение в Церкви: курс лекций. ГУП «Типография «Наука», Санкт — Петербург, 2006,
Коллинз Г. «Пособие по христианскому душепопечению», Библейская кафедра, Издательство «Мирт», Санкт-Птербург, 2003.

 Печать  E-mail

Задать вопрос душепопечителю

Вы можете задать вопрос душепопечителю онлайн. Данный вопрос будет рассмотрен и Вы получите ответ удобным для Вас способом. Чтобы задать вопрос, заполните форму ниже.

 Печать  E-mail