Традиция евангельских христиан восходит к первым славянам Киевской Руси, принявшим христианство и продолжают собой традицию русского богоискательства. Центральные место в вероучении евангельских христиан занимает живая сердечная вера, основанная на тексте Священного Писания – Библии и переживании Божьего присутствия в своей жизни; поэтому евангельские христиане соотносят себя с различными движениями, в которых проявлялся личный поиск, неудовлетворенность официально предписанным, обрядовым христианством.
Движения богоискательства в России проявляли себя как в лоне Русской православной церкви, так и вне её. Корни российского евангельского христианства восходят к новгородским стригольникам, а так же в особом направлении русского монашества - нестяжателях, выступавших против злоупотреблений в церкви, против «мертвящего обрядоверия», за практическое исполнение заповедей Христовых в повседневной жизни. Таковыми были Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек. Они проповедовали сознательное личное христианство: рассуждение о смысле написанного в Библии вместо бездумного заучивания; убеждение еретиков вместо насилия; молитва и добрый совет от монахов вместо акцента на хозяйственной деятельности монастырей. Всё выше обозначенное, во многом близко евангельским идеалам.
В XVIII-XIX вв. протоевангельские движения испытывали влияния европейского протестантизма, русского старообрядчества, но развивали самобытные черты, наиболее известные из них - движения духоборов и молокан. Особо стоит отметить издание Синодальной Библии в 1876 году на современном русском языке, что наряду с отменой крепостного права, создали условия для интенсивного развития евангельского движения во второй половине XIX в. Это движение охватило сначала Кавказ, Малороссию и высшее аристократическое общество Санкт-Петербурга и Москвы. Особенностью этого движения было то, что активно изучалась Библия, которая стала доступна после перевода на современный язык, и практика жизни по Писаниям. При этом, многие аристократы, будучи евангельскими христианами, оставались Русской православной церкви, дополнительно собираясь по домам для изучения Библии, размышлений и молитвы.
XIX век: Петербургское пробуждение
Зарождение евангельского движения в Санкт-Петербурге и на северо-западе Российской империи в XIX веке было обусловлено не только деятельностью иностранных миссионеров, но и неудовлетворенностью части аристократии формализмом официальной религии, характерным для церковной жизни, особенно среди высших слоев общества.
Важную роль в распространении евангельских идей сыграл английский миссионер лорд Редсток, приглашенный генеральшей Е. И. Чертковой в Петербург в 1874 году после посещения его проповедей во время заграничной поездки. Его первые публичные выступления на английском и французском языках проходили в аристократических резиденциях и загородных имениях. В течение четырех лет, проведенных в России, лорд Редсток активно занимался миссионерской деятельностью, однако в 1878 году был выслан властями за распространение религиозных идей.
Синодальный перевод Библии был завершён в 1876 году, что стало дополнительным импульсом для изучения Писаний среди аристократии. Доступность Слова Божьего, возможность самостоятельного чтения, в том числе - простому народу, открывало новые пути благовестия.
В результате, к евангельскому учению обратились несколько представителей высшего общества Петербурга, включая церемониймейстера царского двора графа Модеста Корфа, отставного полковника гвардии графа Василия Пашкова, министра путей сообщения графа Алексея Бобринского, княгинь Веру Гагарину и Наталью Ливен, а также генеральшу Елизавету Черткову.
После высылки лорда Редстока из России, лидером общины стал граф Василий Александрович Пашков. В движении также принимал участие доктор Ф. В. Бедекер, который занимался проповеднической деятельностью.
В 1878 году евангельские общины появились в Москве, где основатели С. В. Васильев и графиня Е. И. Шувалова продолжили миссионерскую работу. Впоследствии деятельность движения распространилась на Московскую, Тверскую, Тульскую, Нижегородскую, Псковскую и другие центральные губернии России.
1 апреля 1884 года по инициативе Василия Пашкова был созван I объединительный съезд евангельских христиан, на который были приглашены представители баптистов, штундистов, братских меннонитов и молокан-захаровцев. Всего в съезде приняли участие около 100 человек. Мероприятие было прервано 6 апреля 1884 года в связи с вмешательством полиции, многие делегаты были арестованы, но позднее обвинения были сняты. От Василия Пашкова и графа Модеста Корфа потребовали прекратить миссионерскую деятельность в любой форме, однако после отказа они были высланы из страны.
В 1879 году евангельские и баптистские общины получили юридическое признание от государства в соответствии с «Маковским циркуляром», что позволило верующим официально регистрировать церковные браки, рождение детей и наследственные права.
Духовные устремления и финансовые возможности участников движения способствовали развитию просветительской и благотворительной деятельности. Они оказывали помощь заключенным, создавали рабочие места для женщин, открывали дешевые столовые для студентов и рабочих, а в Санкт-Петербурге был основан детский дом для детей всех вероисповеданий. Также был издан журнал «Русский рабочий». В период с 1876 по 1884 годы «Общество поощрения духовно-нравственного чтения», учрежденное в рамках движения, издало 200 наименований литературы, включая труды отцов Древней Церкви, которые распространялись бесплатно или по низким ценам. В 1882 году на средства Василия Пашкова Британское библейское общество напечатало несколько тысяч экземпляров русской Синодальной Библии.
Отдельно следует отметить, что миссия Хадсона Тейлора в Китае, получала финансовую поддержку от Василия Пашкова, что является примером истинного стремления евангельских христиан к благовестию "до края земли".
Ярким представителями евангельских христиан того периода был Проханов Иван Степанович. В результате активной деятельности Проханова И.С., в 1911 году был учреждён Всероссийский союз евангельских христиан, который активно действовал даже в годы Советской Власти, несмотря на репрессии. После ликвидации Союза баптистов в 1935 году, члены данного союза обратились ко ВСЕХ с просьбой принять в свой состав сохранившиеся общины баптистов. В результате, в 1944 году было принято решение об объединении евангельских христиан и баптистов. В 1990-х, когда пришла религиозная свобода, началась работа по восстановлению ВСЕХ как самостоятельной конфессии.
Почему евангельские христиане и протестанты — не одно и тоже
Евангельские христиане имеют много общего с протестантами, но они не идентичны. Евангельское пробуждение мыслило себя как внеконфессиональное движение, направленное на духовное преображение всего общества на основе личного духовного возрождения и разностороннего служения ближнему и всему обществу. В этом наблюдается близость подходов с протестантами. Но конфессия протестантов имеет истоки в Реформации в Западной и Центральной Европе, имевшей своей целью реформирования Католической церкви. Евангельские христиане были частью Русской православной церкви и стремились жить по Евангелию, наполняя внешнюю, церковную обрядовость смыслом и личным, осознанным переживанием веры.
В настоящее время евангельские церкви стремятся укрепить свою уникальную историческую преемственность и актуализировать богословие, соотносящееся с российским историко-культурным контекстом, совершая служение народам современной России.
(авторы: Червоненко Сергей Леонидович., Бурсак В.В.)