Душепопечительская и психологическая помощь: в чем разница?

Автор: Надюк Руслан Иванович
Ключевые термины: душепопечитель, душепопечительство, душепопечительская помощь, психолог, психологическая помощь, душепопечительский триалог. Аннотация: в статье описываются ключевые особенности оказания душепопечительской и психологической помощи и определяются отличительные особенности христианского душепопечительского служения и душепастырской помощи.

В современном обществе в условиях популяризации индивидуалистической культуры личного благополучия душепопечение нередко рассматривают как вариант индивидуальной психологической помощи в церкви. Душепопечительство часто путают с психологической помощью для христиан. Некоторые психологи для привлечения клиентов из среды верующих людей нередко называют себя душепопечителями, на деле имея очень приблизительное представление о сути, смыслах и способах душепопечительства.

Сегодня в русско-язычной среде многие авторы и христианские учебные заведения анонсируют программы или курсы душепопечительской помощи, которые, при более внимательном изучении, напоминают скорее упрощенную переделку психологических методик или «коучинг-стратегий», которые порой противоречат духовной парадигме Христоцентричной помощи и нередко нацелены на монетизацию доверия нуждающихся прихожан. Некоторые церкви, столкнувшись с проблемами семейных конфликтов, психологических расстройств, алкогольной и наркотической зависимостей, игромании, разводов и измен в христианских семьях, почувствовали необходимость не только в действенных способах оказания духовно-ориентированной, но психологически компетентной помощи. Однако, вместо того чтобы обратиться к христианским источникам, служители нередко просто копируют как профессиональные психологические методики, как и спорные «коучинг - технологии», популярные в светском или профессиональном сообществе.

В чем же принципиальная разница между помощью психолога и душепопечителя? Если кратко и тезисно, то разница в следующем:

Представление о душепопечительстве, как о христианской версии психологического консультирования, является упрощением и секуляризацией душепастырской работы.

Что представляет собой психологическая помощь?

Клиент ищет помощи в решении своей проблемы. Его цель – удовлетворить свои психологические, социальные или материальные запросы. Психолог предлагает пути решения и помогает найти внутренние ресурсы: мыслить, чувствовать, действовать «по-другому», более эффективно для достижения личных целей. Клиент сам определяет, что для него благо, а психолог помогает это «благо» самостоятельно найти, обрести и научиться жить в нем. В этом и проявляется принцип человекоцентричности. Чего именно и каким образом следует достичь, определяет сам клиент или психолог в альянсе с клиентом.

Приведу пример, типичный случай: за помощью к психологу обращается женщина, которая сильно обижена на мужа. По ее словам, он перестал быть привлекательным, недостаточно обеспечивает семью, ведет себя плохо: разговаривает грубо, есть подозрение, что изменяет. Женщина чувствует, что эти отношения «тормозят ее развитие», они давно «разные люди, между которыми нет ничего общего». Реализуя профессиональный психологический подход, психолог обязан выяснить запрос клиентки, понять, чего она хочет: выйти из «напрягающих» отношений или работать над их улучшением. Далее, уточняя запрос, выяснив, каков «заказ» клиента, психолог предлагает способы реализации выбранной стратегии. Это человекоцентричный подход.

Что представляет собой душепопечительская помощь?

Душепопечительство - это Христоцентричная помощь человеку. Что это значит? Прежде всего, нужно обрести веру в Иисуса Христа не только как в Спасителя, но и как в Душепопечителя. Первая ступень к этому – обрести доверие и обратиться с ним к Богу в надежде, что Он поможет ищущему помощи. Христос является Душепопечителем – это ключевой постулат церковного душепопечительства. Оснований для этого утверждения много, но наиболее точно и просто об этом говорится в первом послании апостола Петра: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1-е Пет. 5:7) [1]. Душепопечители – это служители Иисуса Христа, которые «… неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет…» (Евр. 13:17) [1] . Душепопечители «пекутся о душах», давая внутренний отчет перед Богом. Христианин-душепопечитель – это верующий наставник, который помогает ближнему научиться личному попечению от Иисуса Христа. В соответствии с 1 Пет. 5:7 это означает, что душепопечитель помогает человеку:

Нередко в процессе душепопечительского консультирования опекаемый, как и клиент на приеме у психолога, ищет помощи в решении проблемы для удовлетворения своих личных психологических, социальных или материальных запросов. Душепопечитель же, в отличие от психолога, предлагает все происходящее в жизни опекаемого осмыслить через призму Божьего Слова, истины, откровения. То есть понять себя, проблему, обстоятельства в контексте библейских истин, вероучения, христианских норм и принять Богоугодное решение проблемы. В этом и проявляется Богоцентричность душепопечительства.
Проиллюстрируем душепопечительский подход на примере ранее упомянутой женщины, обиженной на мужа. Начиная разговор, душепопечителю также важно узнать «запрос» опекаемой, но вовсе не с целью дальнейшей работы над его удовлетворением, а чтобы на следующем этапе беседы сравнить его с Божьей волей, смыслом, откровением.
Что не так? Как должно быть?
Почему то, как должно быть, для Вас важно?
Что об этом говорит Слово Божье?
Что перед Богом правильно в Вашей ситуации?
Почему Божий вариант поведения лучше?
Как Вам правильно поступить перед Богом?
Эти простые вопросы будут активно помогать опекаемой искать Богоугодные смыслы и стратегии решения, обозначенной ею «проблемы неудовлетворенности в браке». Душепопечитель по каждому запросу опекаемого предлагает и помогает ему: В этом – суть Богоцентричного подхода. Божья воля в Его Слове является обучающим и формирующим ресурсом. Душепопечитель, как и психолог, помогает найти внутренние ресурсы, но это больше, чем ресурсы «правильного» мышления, реагирования и поведения – это ресурсы личного служения Богу в данной ситуации, которые высвобождаются посредством осмысления актуальной библейской истины, ее проживания и исполнения воли Божьей. Душепопечитель ведет человека от «исполнения желаний» к «Божественной норме», чтобы в ней найти свое благо. В этом – главное отличие душепопечительского подхода от психологического. Как правило, психолог не владеет арсеналом душепопечительских способов работы с душою, скатываясь в парадигму человекоцентричного психологического консультирования.

Душепопечительский триалог

Опекаемый в процессе диалога с душепопечителем самостоятельно открывает для себя путеводные смыслы из Божьего Слова, которое учит, обличает, мотивирует и предлагает путь решения. Это требует от душепопечителя умения владеть внутренними и внешними техниками, с помощью которых он лишь помогает найти опекаемому «путеводную истину», самостоятельно понять ее, подводя к присвоению важной истины и принятию Богоугодного решения. Можно сказать, что душепопечитель «обслуживает Библейскую истину» в процессе понимания, осмысления и принятия ее опекаемым. Консультирует Библейская истина, а не душепопечитель. Это требует особой манеры ведения душепопечительского диалога, которую я называю «душепопечительский триалог», то есть диалог троих: душепопечителя, опекаемого и Божьей истины. Поэтому душепопечитель не директивен, то есть не является источником истины. Истина Священного Писания становится директивным ресурсом, помогая опекаемому понять, что для него благо и как его достичь. В этой манере консультирования и проявляется принцип Библио- и Христоцентричности.
Христоцентричность указывает на необходимость осмысления Библейской истины через богословие Иисуса Христа о грехе, покаянии, искуплении, воскресении и воплощении. Более подробно мы поговорим о практическом применении этих концепций несколько позже.

Кто может стать душепопечителем?

Чтобы реализовать модель «душепопечительского триалога» в консультировании, душепопечитель должен иметь богатый опыт «диалога с библейской истиной». Поэтому, для того, чтобы быть душепопечителем, абсолютно недостаточно иметь психологическое образование, уметь «правильно говорить» с людьми, разбираться в их запросах, владея техниками активного слушания и наводящих вопросов. Несомненно, все это полезно для формирования доверительных и эмоционально теплых отношений с опекаемым, и этому тоже важно учиться, но, прежде всего, душепопечитель — это человек «с особым содержанием», который должен:

Всему этому нужно учиться лично, в церкви и на душепопечительских семинарах, курсах и программах. Церковное душепопечительство – это Богоцентричная, а со времен появления Церкви – Христоцентричная помощь человеку в том, чтобы научиться осознавать, принимать и преодолевать свои жизненные обстоятельства посредством ресурсов веры в Бога и душеспасительных смыслов библейских истин. Поэтому душепопечительство – это практическое служение церковного наставничества и христианского ученичества в духовной жизни. Служение, которому, как и любому Божьему делу, нужно учиться, развивая в себе не только коммуникативные способности и технологические компетенции, но и обретая духовно-нравственные ценности, развивать умения душепопечительских взаимоотношений и духовно-нравственного триалога.

Источники:

  1. Библия. Синодальный перевод. Издательство «Российское Библейское общество», 2011, ISBN: 978-5-85524-307-9
  2. В. Франкл. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368с: ил. — (Б-ка зарубежной психологии).
  3. В.Г.Каледа. Основы пастырской психиатрии. Руководство для священнослужителей. Издательство Московской Патриархии 2021, 232 стр., ISBN: 978-5-88017-772-1
  4. Г.Коллинз. Пособие по христианскому душепопечению. Библейская кафедра, Издательство «Мирт», Санкт-Птербург, 2003.
  5. Илларион (Алфеев), митрополит Волоколамский, общая редакция. Авторский коллектив: митрополит Волоколамский Илларион, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, епископ Звенигородский Питирим, прот. В.Воробьев, прот. М.Емельянов, свящ. М.Легеев, прот Д.Лескин, прот. Д.Рощин, прот. Д.Смирнов, пот. П. Ходзинский, свящ. А.Черный, В.Г.Каледа, Н.Ю. Сухова. Пастырское богословие: учебник для бакалавриата теологии. Москва. Общецерковная аспирантура и докторантура им. Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательские дом «Познание» 2021, 384 стр., ISBN: 978-5-6044872-4-2.

Печать