Обучение в семинарии как средство от “выгорания” пастора

Автор: Червоненко Сергей Леонидович


Старая шутка, которая будет уместна тут, для иллюстрации:

  • Сынок, вставай, пора идти в церковь.
  • Не пойду…. Надоело. Меня никто там не поддерживают, постоянно недовольны, жалуются, сплетничают. Творят, что хотят.
  • Сынок, но ты должен пойти в церковь.
  • Назови мне хотя бы две причины
  • Первое — сегодня воскресенье. Второе — ты старший пастор этой церкви.

Проблема выгорания пасторов является довольно актуальной в современном обществе. В одной статье по исследованиям некой медицинской организации в США, профессия пастор находится на третьем месте по опасности получения инфаркта. К сожалению, ссылку на статью не смог найти. Там описаны виды деятельности, наиболее подверженные выгоранию. И хотя в списке нет “пастора”, там есть “социальный работник”, “учитель” что является напрямую применимым для пастора. Но для начала, давайте определимся с термином “выгорание”.

"Учёные считают, что выгорание — это не просто психическое состояние, а болезнь, которая сказывается на всём организме.

Термин «выгорание» ввёл в 1974 году американский психиатр Герберт Фрейденбергер. При этом он сравнивал состояние «выгоревшего» человека со сгоревшим домом. Снаружи здание может выглядеть целым и невредимым, и только если зайти внутрь, становится явной степень опустошения.

Сейчас психологи выделяют три элемента эмоционального выгорания:

  • истощение;
  • циничное отношение к работе;
  • ощущение собственной несостоятельности.

Истощение приводит к тому, что мы легко расстраиваемся, плохо спим, чаще заболеваем и с трудом концентрируемся. Циничное отношение к своей деятельности вызывает у нас ощущение оторванности от коллег и отсутствие мотивации. А чувство несостоятельности заставляет нас сомневаться в собственных способностях и хуже выполнять свои обязанности."

Описание выглядит совсем не радостным. Здесь речь идёт не о пасторах, как таковых, а вообще о специалистах своего дела. Хочется верить, что пасторы в церквях действительно специалисты, а не дилетанты.

Признаки выгорания

Чтобы понять, находится ли пастор (или просто читатель данной статьи) в состоянии, близком к выгоранию, можно воспользоваться общими признаками. По сути, это вопросы, отвечая на которые, можно понять, далеко ли зона риска. Самое важное — отвечать на вопросы честно, исключая всякие попытки оправдать или объяснить, почему ситуация такова.

  1. Относитесь ли Вы цинично или критически к своему служению/деятельности в роли пастора?
  2. Испытываете ли постоянную нехватку энергии (сил) для совершения служения и выполнения дел, связанных с пасторской ответственностью?
  3. Присутствует ли у Вас постоянное чувство неудовлетворенности результатами служения?
  4. Чувствует ли отсутствие мотивации для выполнения пасторских обязанностей?
  5. Имеются ли ухудшения/изменения в аппетите или режимах сна?
  6. Проявляются ли проблемы с необъяснимыми и частыми головными болями или иные проблемы физического характера?

Если у Вас проявляются некоторые симптомы из списка, то вероятно Вы в зоне риска. Лично я встречал многих пасторов, которые были в состоянии, близком к “выгоранию” — эмоциональному истощению. Как часть изучение этой проблемы, я писал докторскую диссертацию, но об этом в другой раз.

Большинство пасторов в евангельских церквях находятся в более-менее одинаковых условиях. Такой “среднестатистический” пастор должен:

  1. Еженедельно, а иногда два-три раза в неделю, проводить богослужение в церкви;
  2. Каждое, или почти каждое, богослужение — проповедовать;
  3. Вести административные дела церкви, представляя религиозную организацию перед органами местной власти;
  4. Проводить личные встречи с членами и прихожанами церкви;
  5. Уделять время воспитанию и подготовке других служителей церкви;
  6. Работать где-либо или иметь собственное дело для получения финансовых доходов, причина — церковь не в состоянии обеспечить заработной платой пастора;
  7. Проводить время со своей семьёй (при наличии семьи);
  8. Иметь время личного отдыха (обычно, игнорируется, т.к. считается “недуховным”).

Данный список очень приблизительный и не претендует на всеобъемлющее описание ситуации. Тем не менее, он рисует картину обязанностей и забот пастора. Становится очевидно, что быть успешным во всём вышеперечисленном невозможно. Это прямой путь к “выгоранию”. Поэтому, пастор начинает жертвовать какими-то пунктами из списка.

Первым делом отказывается от полноценного отдыха. Как любят говорить некоторые служители: “На небесах отдохнём”. Не соглашусь. Мы там не отдыхать будем, насколько я понимаю из Библии. А отсутствие отдыха сейчас сделает отправку на небеса более скоротечной, чего я никому не желаю.

Следующим шагом, начинает страдать семья. Времени на воспитание детей не остаётся; супружеское общение не строится. Рушится понятие “домашний очаг”. Тут речь не о разрушении семьи как таковой, разрушается атмосфера. Семья и дом превращаются в место ночёвки и совместного проживания, без вмешательства в жизни друг друга. Этакие соседи по жилплощади в коммунальной квартире или христианский хостел.

Третьим пунктом страдает воспитание служителей в церкви. Когда у пастора есть помощник или лучше — помощники, то нагрузка может быть распределена более равномерно. Но такие помощники не появляются из ниоткуда. Хотя большинство знакомых мне пасторов ведут себя именно так, будто ожидают, что прекрасные служители сами придут в церковь и начнут активную деятельность. Вопрос — откуда они придут? Если из мира, то их как раз надо воспитывать и обучать. Если из другой церкви, то вопрос — почему они оттуда ушли? Стал бы пастор церкви отпускать такого замечательного служителя без причин? Может причина вполне естественная (переезд на новое место или различие в видении служения с прежним пастором), а может быть есть серьёзная проблема с данной личностью.

В конечном итоге, служение пастора сводится к постоянному напряжению и попыткам успеть всё. Не остаётся времени и сил на то, чтобы просто оценить происходящее и понять, что можно и нужно изменить в жизни церкви.

Пример успешного пастора

Один из позитивных примеров , с которыми я знаком— Рик Уоррен, старший пастор церкви Сэддлбэк. Однажды я присутствовал на пасторской встрече в Москве, во время которой состоялся сеанс онлайн связи с пастором Риком. В ходе беседы с Риком, был вопрос: “Как Вам удаётся избегать эмоционального выгорания при Вашей нагрузке?” Рик дал потрясающий совет о том, как сохранить себя от этого недуга. Я приведу только основные мысли.

Ежедневный отдых. Делать что-то расслабляющее, что приносит Вам удовольствие, эмоционально подзаряжаться. Это должно быть нечто не связанное со служением. Если “работаешь головой” целый день, расслабляйся физически — занимайся спортом, играй на музыкальных инструментах, ухаживай за домашними растениями, работай в гараже. Вариантов множество.

Еженедельный отдых. Это не просто выходной, это день “субботы” один день отдыха настолько важен, что Бог указал это в 10 заповедях. Если Вы не соблюдаете эту “субботу” то нарушаете одну из 10 заповедей. Это день полного ухода от всех обычных обязанностей пастора.

Ежегодный отдых. Выделить несколько недель в год для отпуска. Не берите с собой телефон и компьютер, отключайтесь полностью, если не способны сказать “нет” входящим звонкам и письмам. Ваш отпуск должен быть не связан со служением.

Именно в такие периоды отдыха мне (прим. Рику Уоррену) приходят самые лучшие идеи о служении и развитии. Когда ты погружён в служение, ты не можешь взглянуть на него со стороны. Отдых даёт такую возможность и позволяет увидеть потенциал развития, новые идеи и откровения.

Размышляя об этих принципах, я обнаружил насколько они эффективны. Каждый день я уделяю минимум час времени для себя. Моя семья это знает соблюдает моё личное время (обычно, к этому времени все уже ложатся спать). Хотя потребовалось некоторое время, чтобы они осознали важность этого. Кроме того, последнее время в обеденный перерыв, я стараюсь выйти из семинарии и пройтись, пообедав вне. Удивительно, как много идей о развитии МСЕХ приходит мне в это время! Я стараюсь записывать их в заметки на смартфоне чтобы после воплощать в жизнь. И я уверен, что данные идеи мне вряд ли пришли бы в голову, сиди я на рабочем месте. Находясь внутри процесса взглянуть на него со стороны это крайне сложно. Так и любой пастор, находясь в постоянном служении, просто не в состоянии взглянуть на ситуацию со стороны и понять что и как можно улучшить.

Другим видом отдыха — еженедельного, для меня является спорт. Я намеренно выделяю два-три дня в неделю на физические тренировки, получаю от этого удовольствие и отвлекаюсь от основной деятельности.

Обучение в семинарии как одно из средств от выгорания пастора

Во время очных сессий в Московскую семинарию приезжает несколько десятков пасторов и служителей. До начала обучения они часто сопротивляются необходимости приезжать в Москву на две недели. Но после первой сессии, мнение большинства кардинально меняется. Общаясь с пасторами-студентами, слышу много свидетельств о благословенном времени на сессии. В чём проявляется благословение? Рассмотрим по пунктам, обобщив идеи, высказанные пасторами-студентами и собственные наблюдения.

  1. Обучение как таковое — процесс сложный, но увлекательный. Каждый поступивший в семинарию, ожидает получение качественных знаний; и эти ожидания оправдываются. Данный пункт наиболее очевиден, поэтому расписывать не имеет смысла.
  2. Время, проведённое в обществе других пасторов. Сессия, это период, когда пасторы и служители из разных регионов, церквей, наций, собираются вместе и две недели общаются друг с другом; делятся опытом, обсуждают проблемы, спрашивают и дают советы; это общение равных с равными. Подобного уровня общения недостаёт пасторам поместных церквей, потому что некоторые проблемы и вопросы невозможно обсуждать со служителями своей церкви и тем более с прихожанами. Обучение происходит в аудитории на лекциях (см. п.1), но не меньше учатся пасторы друг у друга, во время обеда или вечернего отдыха. Конечно, они устают от учёбы, но их лица наполнены энергией и радостью к концу семестра. Это процесс обучения друг у друга, общение с равными, теми кто понимает твои проблемы.
  3. Время вдали от церкви. Действительно, чтобы уехать на две недели, требуется решить несколько вопросов в церкви: кто будет проповедовать, с кем решать экстренные вопросы, как пройдет богослужение и т.д. Другими словами, пастор вынужден задать себе простой вопрос: “Если меня нет в церкви, продолжит ли она успешно функционировать и развиваться? Или же на мне сошёлся свет клином?” Соответственно, требуется искать решения и подбирать людей, которые потенциально могут быть в активном служении в отсутствие пастора, говоря проще — делегировать ответственность. В сущности, это весомый вклад в подготовку следующего поколения служителей для церкви.
  4. Взгляд со стороны на деятельность церкви. Находясь вне церкви и служения, у пастора гораздо больше шансов взглянуть на ситуацию со стороны. Находясь в “гуще событий” крайне сложно отвлечься от насущных дел, многие из которых срочные и важные. Такое погружение необходимо, но оно становится препятствием на пути развития. Я сам наблюдаю подобное — основные “блестящие” идей относительно деятельности и развития МСЕХ, мне приходят не на рабочем месте, а вне его; когда иду на обед, в транспорте по дороге, даже в отпуске, об этом уже упоминал ранее. На рабочем месте или в служении, мы погружены в текущие дела. Во время сессий, вдали от церкви, есть вероятность увидеть пути развития для церкви и служения.

Подведём итог

Процесс обучения многогранен и при детальном рассмотрении оказывает более сильный эффект на пастора-студента. Происходит развитие знаний (интеллект), навыков (способности), расширение круга общения и возможность расслабиться (перестать быть “примером во всём” для окружающих). В совокупности этих факторов, результат отражается на практическом служении пасторов-студентов (и выпускников). Если Вы близки к выгоранию в служении, возможно решением может стать обучение в МСЕХ. Хотя, с другой стороны, нагрузка в процессе обучения настолько высока, что может стать непреодолимым препятствием для пастора… Но об этом в другой раз.

 
 

Печать